Анна Берсенева: «Я отношусь к кошкам спокойно!»

Текст: Галина Рудь

Готовясь к интервью с писательницей Анной Берсеневой, я, конечно, не могла не ознакомиться с её творчеством. Начав читать книгу, называющуюся «Ответный темперамент», вышедшую в издательстве «ЭКСМО», я вдруг обнаружила, что в ней полным-полно описаний кошек. Сама писательница подтвердила: это самый «кошачий» её роман. А помоечного происхождения, трёхцветная, до невозможности чистоплотная и осторожная «мимозная» кошка Агнесса вполне может считаться его полноправной героиней, так как играет в жизни главных персонажей важную роль. Именно её неудачные роды становятся поводом для знакомства людей, которые, оказывается, были созданы друг для друга.
Так оно и бывает в жизни: любовь к животным несомненно сближает людей! Причём людей хороших и достойных счастья. Именно о поиске счастья и гармонии в жизни — все романы Анны Берсеневой. И практически в каждом где-то рядом с героями осторожно и независимо бродит кошка. Смотрит пристально, оценивает и, что уж тут скрывать, помогает, конечно! Только мы этого не замечаем…

«Я, конечно, кошатник!»

— Татьяна, вы относите себя к кошатникам или к собачникам?
— Собак, признаться, я почему-то панически боюсь, особенно больших. И, если делить людей по такому принципу, то я, конечно, кошатник. Хоть, в общем, отношусь к кошкам спокойно. Я считаю: животное на четырнадцатом этаже — в нашей московской квартире — это не естественно. Вот на даче наша кошка очень хорошо себя чувствует. Гуляет во дворе, отдыхает в доме. Любимой кошачьей породы у меня нет. Я обращаю внимание на «выражение лица». Обе кошки, которые у нас жили, были беспородные.

— Какие черты кошек вам более всего симпатичны?
— Неназойливость.

— Расскажите, пожалуйста, про первую кошку в вашей жизни.
— Я родилась в Беларуси. В родительском доме кошек не было. Встреча с первыми котами состоялась у бабушки в Чернигове. Дом хоть и не был частным, у бабушкиных кошек был свободный выход на улицу. Они уходили на охоту, ловили мышей, возвращались домой поесть, но жизнь их протекала в основном на свободе, во дворе. Свои кошки появились у меня уже в Москве. Первая кошка — черношёрстная красавица Дуся — прожила с нами 12 лет. Расставаться с ней было так тяжело, что мы зареклись заводить кошек, но сыновья нас уговорили. Старший сын Иван кинул клич в интернете — моментально обнаружилось много желающих пристроить своих котят.

— И он выбрал эту красавицу, Соню?
— Да, только это очаровательное трёхцветное существо оказалось очень болезненным, и, если б не уход и интенсивное лечение, котёнок вряд ли выжил бы. Нам пришлось выхаживать его таблетками и уколами. Кроме того, кошка оказалась очень чувствительной к стрессам. Однажды — ей было где-то полгодика — она гуляла вечером на даче. Под забором пролезла чужая злющая собака и загнала кошку на дерево. После пережитого ужаса Соню пришлось выхаживать с помощью капельниц. Сейчас наш сын уже женат, и у него подрастает годовалая дочка. Поэтому кошка живёт с нами.

— Понимаете ли вы язык Сони?
— Скорее, я вижу, чего она хочет. Я бы не сказала, что у неё какие-то сложные желания, которые нельзя понять.

— Как кошка относится к домочадцам?
— Она ко всем относится очень хорошо. И ко мне, и к сыну Ивану, когда он жил с нами. Она его очень любила. И младшего сына тоже очень любит. Но более всех выделяет Володю, супруга. К нему относится теплее, чем к остальным, ведь кошкой больше он занимается. Вечером Соня идёт к нему, забирается на колени, мурлычет ласково. Вечером, когда муж работает (Владимир Сотников — детский писатель. — Прим. авт.), кошка обычно сидит у него на коленях.

— Помогает? Советует?
— Умиротворяет. Соня — очень доброжелательное, открытое, милое существо. Любит гостей. Не боится посторонних, что не очень хорошо, конечно, ведь когда мы живём на даче, кошка свободно гуляет на просторе.

— Наверное, «на просторе» Соня ловит мышей и общается с котами?
— Мышей ловит очень активно. Приносит нам — но чтоб ела, не видели… А вот с котами у неё отношения платонические, потому что кошка стерилизована. Но они приходят к нам во дворик посидеть с ней рядом. Она к ним настроена добродушно. Когда Соня решает, что ей пора домой, она следует к крыльцу по-кошачьи достойно, с важным видом. За ней уныло плетётся кот, провожает её до порога. Кошка заходит в дом, оборачивается, смотрит на кота и — уходит.

Муж говорит:
— Всё. Брысь! Ей надо готовить уроки.

А вот собак кошка очень боится.

На даче Соня всегда сопровождает нас на речку. Плавать она умеет, как любое животное, но этот процесс ей не нравится. Поэтому она всегда сидит на берегу, ждёт, когда мы выйдем из воды. Когда мы плещемся, барахтаемся в воде, кошка очень беспокоится, наверное, боится, что утонем.

— А случалось ли вам вызволить какое-нибудь животное из беды?
— На прежней даче дети в лесу нашли привязанного к дереву брошенного щенка. Они его отвязали, спасли. Его приютил покойный литературовед Алексей Матвеевич Зверев, талантливый и достойный человек. Пёс умер вскоре после смерти своего любимого хозяина.

«Более захватывающего де­ла в моей жизни не было»

— Вдохновляет ли Соня вас на творчество?
— Безусловно, вдохновляет, помогает. Когда мне нужно ввести в сюжет кошку, я просто наблюдаю за повадками Сони. Ввожу в текст и своё отношение к ней. Например, в одном из моих романов описаны роды у кошки Агнессы, эпизод передаёт мои ощущения.

Потом, помните, героиня Ольга ищет ветеринара? Эта история почти полностью взята из жизни.

На даче мы брали молоко у одной женщины. Обычно к ней приходил муж, а тут пришёл сын. Она спрашивает:
— А где папа?

Тот отвечает, что папа повёз кошку к ветеринару. Молочница была потрясена до глубины души.

— Кошку?! К ветеринару?!!! Понятно, если — корову. Но — кошку! Сдохла и сдохла, подумаешь, горе большое!

— Вы взяли псевдоним, чтобы вам, писателю, не повторить фамилию мужа?
— В какой-то степени. Но главное, когда я писала первый роман, у меня не было уверенности, что это занятие будет важным и значимым для меня. Оказалось — судьбоносным.

— Много лет вы были литературным критиком, а потом стали писателем. Почему? Ведь обычно бывает наоборот.
— По правде говоря, я не знаю ни одного случая, когда писатель бросил бы писать книги и стал литературным критиком. Писательство так захватывает, что отказаться от него ради какого-либо другого занятия практически невозможно. У меня, собственно, так и было. Первый свой роман я взялась писать, пожалуй, лишь с интересом: а что получится? Потому и псевдоним придумала – боялась, что не выйдет ничего. Но в процессе работы поняла, что более захватывающего дела в моей жизни не было. Вот теперь им и занимаюсь, а критические статьи пишу от случая к случаю.

— Как вы определяете жанр ваших книг?
— Всегда вздыхаю, когда слышу этот вопрос. Дело в том, что у меня нет ни малейшей потребности определить их жанр. Но понимаю, что ответ: «Это книги про жизнь» — спрашивающего удовлетворить не может, потому и попыталась придумать определение жанра. Мне кажется, это городские романы. Их герои — обычные жители городов, больших и маленьких, они живут обычной городской жизнью: работают, учатся, женятся, разводятся, путешествуют, растят детей, дружат, любят, ненавидят, мечтают — и далее по полному списку. Но дóроги они мне не типичностью своей, а как раз нетипичностью, может быть. В отличие от большинства, они находят, развивают и сохраняют в себе лучшее, что дано человеку: способность к сильным чувствам, к «незамыленному» восприятию жизни. Только такие люди мне и интересны, о них и пишу.

— По вашим книгам снято несколько сериалов, имевших большой успех на телевидении. Слышала, вы сами пишете сценарии. Почему? Не устраивает результат работы профессиональных сценаристов?
— С тех пор как шесть лет назад написала первый сценарий, я уже и сама стала профессиональным сценаристом. По моим сценариям (часть из них написана в соавторстве с мужем) снято несколько фильмов для Первого канала и канала «Россия». Это не только экранизации моих книг, но и оригинальные работы. Недавно, например, прошёл фильм «Личные обстоятельства», сейчас снимается картина «Вангелия» по нашему сценарию, только что мы закончили сценарий по произведениям Куприна. А начала я писать сценарии именно из-за того, что ужаснулась тому, как это делают так называемые профессиональные сценаристы. Мне не хотелось, чтобы от героев моих книг остались рожки да ножки – пришлось учиться писать сценарии самой, и это стало существенной частью жизни.

— Существует расхожее мнение, что интерес к чтению во всём мире падает. Глядя на полки наших книжных магазинов, этого не скажешь. Книгоиздание — серьёзный бизнес, и вся эта литература, видимо, так или иначе продаётся. Кажется, что процент читающих людей всегда был примерно одинаков во все эпохи. Другое дело — качество чтения. Как обстоит с ним дело в нашей стране? И как привить читателю вкус к хорошей литературе?
— Мне кажется, на вопрос об интересе к чтению нет однозначного ответа. Да, книг издаётся много, и все они так или иначе продаются. Но то, что книгоиздатели нашей страны в последние годы отмечают резкое снижение тиражей — это тоже факт. Причём если ещё пять лет назад оно было связано с увеличением ассортимента издаваемых книг, то теперь все в один голос констатируют: в последние годы у нас в стране происходит резкая потеря интереса к чтению. В отличие от всего мира (его цивилизованной части), где происходит обратный процесс и растут продажи книг.

Удивляться нечему: действительно, есть процент людей, которые читают потому, что не могут не читать, и их число, в общем-то, постоянно. Но большинство людей читают всё-таки не по природной склонности, а потому, что понимают (иногда неосознанно чувствуют): без чтения они останутся на периферии жизни, так как современная жизнь требует от человека высокого интеллекта, развитого воображения и прочих качеств, которые воспитываются только чтением с детства. Жители нашей страны видят совсем другую картину: чтобы занять высокое положение в обществе, надо не книги читать, а умело облизывать начальство, при этом желательно не отличаться от этого начальства интеллектом и нравственностью. Отсюда и снижение интереса к чтению — зачем грузиться зря? Как только переменится общественная ситуация, люди ринутся в книжные магазины, никого уговаривать не придётся.

Я попрощалась с очаровательной, милой, доброжелательной, приветливой хозяйкой дома — Татьяной Сотниковой — и пожелала дальнейших творческих успехов умной, тонкой и талантливой писательнице — Анне Берсеневой. Поблагодарила и кошку Соню за оказанное доверие и проявленную ласку.
Октябрь 2012 г.

Биография
Настоящее имя писательницы – Татьяна Александровна Сотникова. В 1985 году окончила факультет журналистики Белорусского государственного университета; в 1989 году – аспирантуру Московского литературного института им. Горького по специальности «Теория литературы». Кандидат филологических наук, доцент Литературного института. Многочисленные критические и литературоведческие статьи публиковались в литературных журналах: «Континент», «Знамя», «Вопросы литературы», «Литературное обозрение» и др., в энциклопедических изданиях. Автор монографий о Маяковском и Чехове.
В 1995 году под псевдонимом АННА БЕРСЕНЕВА издала свой первый роман. В настоящее время вышло более 25 романов: «Ответный темперамент», «Слабости сильной женщины», «Последняя Ева», «Ловец мелкого жемчуга», «Первый, случайный, единственный», «Яблоки из чужого рая», «Азарт среднего возраста», «Рената Флори», «Мурка, Маруся Климова» и др. По романам автора сняты многосерийные художественные фильмы «Капитанские дети», «Слабости сильной женщины», «Ермоловы», «Гадание при свечах».
Все произведения А. Берсеневой вышли в свет в издательстве «ЭКСМО», сейчас к встрече с читателем готовится роман «Опыт нелюбви», вторая часть трилогии «Подруги с Малой Бронной».

Комментариев нет. Нацарапай чего-нибудь, а?







Улыбка Большая улыбка Ржунимагу! Превед! Подмигивание Смущен Согласен Кхм Язык Отлично Шок Недоволен Злость Неа! Разочарован Не знаю Пиво Кот Любовь [+]
Музыка Челом бью! Оу е! Да ладно! Устал я! Это намек! Весь внимания! Круть! Ну ты даешь... Оу ес! Палец вверх