Галерея кошек в доме Дмитрия Светозарова

Текст: Анна Ларионова

Кошки в жизни режиссера Дмитрия Светозарова сейчас существуют только в его воспоминаниях. Уже много лет в доме нашего собеседника обитают собаки, но истории кошек, живших на комаровской даче еще со времен его отца, режиссера Иосифа Хейфица, весьма любопытны. Они записаны от первого лица, со слов Дмитрия Иосифовича.

Приют для Джаза и Сметаны

С детства я рос среди приблудных кошек и дворовых псов, которым давала кров моя матушка. Она вовсе не была похожа на тех не вполне уравновешенных особ женского пола, которые собирают в петербургских дворах вокруг себя стаи бездомных животных. Просто, как человек добрый, она не могла спокойно смотреть на мокнущего под дождём одинокого пса или мяукающую голодную кошку. Такой вот вариант «доброго самаритянина»…

Из длинной галереи кошачьих образов моего детства я вспоминаю несколько особенно ярких. Долгое время жил у нас безумно красивый и столь же глупый сибирский кот с экстравагантным именем «Джаз». Он запомнился мне благодаря неприятной привычке справлять большую нужду под широченной старинной кроватью, на которой спали мои родители. Поэтому уборка кошачьих экскрементов представляла большую, я бы сказал, технологическую сложность.

Еще была очаровательная абсолютно белая кошка – эдакая полненькая, круглолицая, похожая на русскую купчиху. Её тут же отец прозвал «Сметаной».

Боевой Васька

Особое место в моих детских воспоминаниях занимает приблудный кот с необычайно «редкой» кличкой Васька. Когда Васька появился в нашей семье, весь его вид, исполненный собственного достоинства и какой-то спокойной мудрости плюс разорванное ухо говорили о его непростой житейской биографии. В одну из зимних ночей в Комарово Васька принял бой с огромной ужасной крысой, загнанной морозом к нам в дом. Мама рассказывала, что эта полная драматизма битва продолжалась несколько часов. Василий – весь изодранный и окровавленный – вышел её из нее победителем…

На всю жизнь запомню, как этот необыкновенный кот покинул наш дом. Писатель Юрий Павлович Герман (отец режиссера А. Германа и дед режиссера А. Германа-младшего – Прим.авт.), с которым были очень дружны родители, подарил маме двух тощих котят, которым отец тут же дал иностранные имена – Присцилла и Урсула. Через короткое время эти пафосные клички были редуцированы до более привычных – Усцися и Усруля. Так вот, когда Васька увидел двух этих задрыг, жадно лакавших молоко из его миски, он молча повернулся и навсегда покинул наш дом. Поверьте, я не придумал не единой детали в этой трогательной и во многом трагической истории!

Кошки и кино

Много позже с кошками мне пришлось встретиться на съёмочной площадке. Скажу прямо – воспоминания не из приятных. Кошки – существа крайне эгоистичные и своенравные, никакой дрессуре практически не поддающиеся. Недаром название сказки Редьярда Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе» стало столь популярным определением характера этих животных. Заставить кошку просто сидеть или лежать в кадре – задача архисложная. Возможно, поэтому вы с ходу не назовёте сколько-нибудь известного фильма, где бы кошка не то чтобы была главным персонажем, а просто появлялась в одной из сцен.

Правда, в моей кинопрактике было одно исключение. По сценарию сериала «Мать-и-мачеха», пару лет тому назад с успехом показанного на Первом канале, злоумышленник проникал в квартиру главной героини, которую играла Наталья Вдовина, и в темноте наступал на спящую кошку. Зная специфику поведения кошек в кадре, мне даже в голову не приходило пытаться реализовать эти «фантазии» сценариста. Задачу я кардинально упростил – кошка должна была просто лежать на полу, а когда крадущиеся ноги персонажа приближались к ней, оператор панорамировал на лицо актёра. Он в свою очередь, что называется, «отыгрывал» реакцию на вопль кошки, который потом должны были добавить к фонограмме звукорежиссёры. Но произошло чудо. А вернее – чудесным образом сложились ошибки участников съёмки: чуть запоздал с панорамой оператор, излишне сосредоточился на своей задаче актёр, а главное, – зазевалась кошка, удобно улёгшаяся на ковре съёмочного павильона. В результате крупно в кадре нога злоумышленника наступает на хвост кошке, которая с душераздирающим воплем буквально взвивается в воздух!

Из огромного двенадцатисерийного телевизионного фильма «Мать-и-мачеха» этот маленький эпизод мне запомнился особо.
Январь 2016 г.

ДОСЬЕ
Светозаров Дмитрий Иосифович – советский, российский кинорежиссёр.
Родился 10 октября 1951 г. в Ленинграде в семье известного кинорежиссера, классика отечественного кино, Народного артиста СССР Иосифа Хейфица.
По первому образованию Дмитрий Светозаров филолог (английский язык и литература), в 1974 г. окончил Ленинградский государственный университет. Некоторое время занимался литературными переводами, но вскоре полностью переключился на кино. Уже в дипломный год 23-летний Дмитрий работал на киностудии «Ленфильм» ассистентом у режиссера Ильи Авербаха на кинокартине «Чужие письма» (1975), затем у Иосифа Хейфица на фильме «Ася» (1977).
В 1980 г. окончил Высшие режиссерские курсы (мастерская Иосифа Хейфица, дипломная работа — к/м фильм «Очки от солнца»), после чего продолжил работу на «Ленфильме» в качестве режиссера.
Снял к/ф «Скорость», «Прорыв», «Псы», «Арифметика убийства», «Гаджо», «14 цветов радуги», сериалы «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности», «Опера: Хроники убойного отдела», многосерийные телефильмы «По имени Барон», «Преступление и наказание», «Вепрь», «Фаворский», «Мать и мачеха», «Любовь без правил», «Надежда» и многие другие.
В 2002 году получил премию ТЭФИ за лучшую режиссуру. В этом же году удостоен премии «лучший телесериал» «Агент национальной безопасности».
В 2002 году Дмитрий Светозаров совместно с продюсером Андреем Сигле создал киностудию «АСДС».
Д. Светозаров известен, как режиссёр, «открывающий» для кинематографа новых звезд: Михаил Пореченков, Игорь Лифанов, Владимир Кошевой, Полина Филоненко, Сергей Бехтерев, Андрей Краско и др.

Комментариев нет. Нацарапай чего-нибудь, а?







Улыбка Большая улыбка Ржунимагу! Превед! Подмигивание Смущен Согласен Кхм Язык Отлично Шок Недоволен Злость Неа! Разочарован Не знаю Пиво Кот Любовь [+]
Музыка Челом бью! Оу е! Да ладно! Устал я! Это намек! Весь внимания! Круть! Ну ты даешь... Оу ес! Палец вверх