Клер Бессант - «Перевод с кошачьего: Научитесь разговаривать со своей кошкой» Часть 39.

Е. ЕДА — НЕОБЫЧНЫЕ ПРИВЫЧКИ
Кошки — облигатные хищники. Термин «облигатные» означает, что животные питаются преимущественно мясом, и все остальное, как правило, их мало интересует. Бывает, что иная кошка может съесть кусочек торта, сыра, даже шоколадки, а некоторым доставляют удовольствие и куда более удивительные «гарниры» к основному блюду.
Поедатели шерсти
Почему некоторые кошки хотят — или чувствуют потребность — есть шерсть, да и другие ткани, до сих пор непонятно. То, что это действительно так, могут подтвердить многие кошатники, вспоминая о прогрызенных дырах в одежде, коврах или мебельных чехлах. Хотя это поведение уже было описано в 1950-е годы, все же тогда полагали, что оно присуще только некоторым представителям кошек сиамской породы. Исследование, проведенное специалистом по поведению кошек Питером Невиллом, показало, что проблема гораздо шире и касается она сиамских, бирманских кошек и их представителей смешанного происхождения.
Симпатии некоторых поедателей тканей ограничиваются шерстью, и в этом случае их поведение, скорее всего, обусловлено запахом или структурой ткани. Но у большинства аппетиты посерьезнее: они поедают любые ткани — от шерсти до хлопка и даже синтетики. Особенно популярна одежда, желательно ношеная, но постельное белье и полотенца тоже пользуются спросом.
Кажется, что поедающая ткань кошка полностью поглощена своим занятием, и иногда даже создается впечатление, что она находится в трансе. Вмешавшись — зашипев, крикнув или даже окатив ее водой, — вы можете заставить ее остановиться, но чаще всего она тут же возвращается к прерванному делу или начинает озираться в поисках более тихого места, где ее оставят в покое. Часто кошка захватывает ткань клыками и резцами, но, поскольку зубов у нее полный рот, к делу вскоре подключаются острые, как ножи, коренные зубы. Количество съеденной некоторыми кошками ткани приводит в изумление, тем более удивительно, что она не переваривается, а чаще всего «проходит насквозь», не причиняя животному никакого вреда. Иногда кошки, однако, страдают от закупорки желудка или кишечника, некоторых, к сожалению, даже приходится усыпить. Другие же живут долго и счастливо и каждый день едят себе шерсть и другие ткани в неограниченном количестве.
Кое-кто, правда, лишается жизни из-за того, что их недешевая привычка становится слишком обременительной для владельцев. Случалось, что кошки поедали платья, которые стоили сотни фунтов, или прогрызали дыры в мебели стоимостью несколько тысяч. Большинство опрошенных владельцев таких кошек говорили, что им пришлось учиться жить с этой проблемой и тем не менее они не помышляют о расставании с ее причиной; не возникало у них и мысли впредь не заводить кошек определенных пород.
Одна из теорий гласит, что подобное поведение — проявление инфантилизма у некоторых пород, обычно и по самой природе своей впечатлительных, изнеженных, да еще к тому же избалованных хозяевами.
Многие кошки поедают ткани только в отсутствие хозяина, а когда мы рядом, демонстрируют послушание и всячески требуют нашего внимания. Возможно, лучшее лекарство для таких животных — помочь им почувствовать себя взрослыми, изменить затянувшиеся инфантильные реакции на хозяев, а бурные ласки ограничить, заменив их дозированными короткими «сеансами», проводимыми исключительно по инициативе хозяина. Если только возможно, следует не просто позволять таким кошкам выходить из дому, но и всячески поощрять их прогулки. Новые впечатления позволят несколько снизить ощущение зависимости от хозяина и дома. Часто проблема не кажется неразрешимой, но трудно сказать, сколько кошек ищут и находят ткани в домах по соседству или на бельевых веревках. Съедобные ткани нужно прятать от поедателей как можно лучше, и в некоторых случаях это странное поведение само проходит через несколько недель просто потому, что соблазна нет.
Прямые методы воздействия — например, подстеречь и окатить кошку холодной водой на месте преступления — помогают некоторым, но могут привести к тому, что поедатель ткани станет таиться от вас и предаваться своей страсти тайком. Есть более хитроумные способы, провокации: можно обработать салфетку отпугивающим средством с неприятным вкусом и положить ее на видное место. В случае успеха привычка пробовать материи на вкус может исчезнуть с первого же раза, но очень важно не ошибиться с выбором средства. Перец, черный или жгучий красный (чили), горчица или паста карри здесь не подойдут, они даже могут показаться кошке привлекательными и расширить ее необычные вкусовые пристрастия. Более эффективны пахучие вещества типа ментола или эвкалиптового масла, но нужно применять их с осторожностью. И все же, кажется, вернее всего можно поправить дело, если обратить внимание на то, чем питается кошка. Чаще всего поедатели ткани получают в определенное время положенные им порции корма, мгновенно их съедают, и на их аппетите никак не сказывается даже то, что желудок забит кусками нейлонового свитера или шерстяным шарфиком. Если в дополнение к обычному питанию обеспечить им постоянный доступ к сухому корму, то желание погрызть тряпку может трансформироваться в кушание нормальных, пищевых объектов, причем без особого риска прибавки в весе. Большинство кошек просто понемногу грызут сухой корм в течение всего дня. В таком случае они вполне добровольно уменьшают себе порции корма в часы приема пищи. Иногда имеет смысл вообще перестать кормить кошку по часам, а взамен предложить ей сухой корм, доступ к которому будет открыт в любое время.
При полном желудке потребность в поедании ткани у некоторых страдальцев может вообще исчезнуть. Это означает, что кошка просто постоянно ощущала голод, но ей приятнее набивать живот нормальной пищей, чем необычными заменителями. Именно поэтому богатые волокнами подкормки, которые увеличивают объем пищи в желудке и замедляют прохождение пищи по пищеварительному тракту, помогают предотвратить поедание тканей. Такие подкормки, как, например, отруби, хороши в качестве добавки к обычному питанию, но лишь постольку, поскольку большинство кошек и не станут ими злоупотреблять. Более приемлемым может оказаться добавление к кошачьей пище небольшого количества измельченной некрашеной шерсти или ткани. Да, конечно, это определенная уступка, но такой выход будет все же подешевле, чем разрешение кошке самой выбирать на обед платья из вашего шкафа. Другие владельцы решают проблему, выделяя кошке полотенце или шарф, который она может пожевать в обеденное время. Кошка съедает немного корма, потом жует и проглатывает порцию полотенца — выглядит это, мягко говоря, странно, но в некоторых случаях отлично помогает.
Создается впечатление, что у некоторых поедателей ткани время переваривания пищи зависит от того, насколько часто и много они съели материи в другое время. В природе кошке нужно разыскать и подстеречь добычу, поймать, побороться с ней и одолеть, прежде чем удастся, наконец, поесть. Сам процесс поедания тоже занимает некоторое время, так как вначале нужно справиться с мехом или перьями, пережевать их или оборвать и выплюнуть, чтобы добраться до мяса. У домашних кошек эта малоаппетитная, на наш взгляд, прелюдия не предшествует трапезе, что, возможно, и заставляет их искать способ продлить время приема пищи, — по-видимому, это важно. По крайней мере, некоторые любители ткани обожают проводить время, пережевывая хрящеватое мясо и мусоля прикрепленные к крупным костям неудобоваримые сухожилия, и явно предпочитают их нежным и сочным кусочкам.
Растения
Растительная пища по душе большему количеству кошек, чем мы можем представить: видимо, растения служат для них источником витаминов, минеральных веществ и грубых волокон. Некоторые кошки срыгивают съеденную траву — только ее или с частью обеда, и считается, что это позволяет очистить кишечник от глистов или сбросить погадки (катышки свалянной шерсти). Надо признать, кошки чрезвычайно разборчивы в еде. Ядовитых растений они не едят, хотя имеют к ним доступ, свободно бродя по садам. Однако те кошки, которые всю жизнь проводят в помещении, а также котята, всюду сующие нос, могут попробовать на вкус комнатные растения в горшках — вероятно, сказывается потребность в растительной подкормке, а может, они делают это из любопытства или от скуки. Лучше предложить им пророщенную траву, которую продают в зоомагазинах специально для этой цели. Если ваша кошка постоянно или большую часть времени живет в квартире и при этом любит «проинспектировать» цветочные горшки, постарайтесь не заводить ядовитых растений.
Эксцентрические вкусы
Такие совсем уж необычные проявления, как, скажем, страсть к жеванию электропроводов, могут оказаться роковыми для кошки и опасными для имущества. Понять причину возникновения подобных вкусов еще труднее. Разумеется, необходимо любой ценой отучить животное от такой рискованной привычки. Предложите комнатной кошке побольше игрушек на выбор — возможно, набитых травой с привлекательным запахом, а если вы выпускаете кошку из дому, то позвольте ей проводить на улице больше времени. Прячьте провода как можно дальше, чтобы у кошки не было к ним доступа, а те, которые невозможно убрать, сделайте как можно менее аппетитными, смазав эвкалиптовым маслом, а главное — не забывайте выдергивать вилки из розеток, когда прибор не используется.
Продолжение следует...

Комментариев: 3

  • УСЫПЛЕННАЯ СОВЕСТЬ...

    Энное количество лет или десятилетий назад, в какой-то очень цивилизованной стране, возможно, в Америке, предприимчивые ветеринары придумали слово «усыпить». И этой нехитрой (впрочем, почему нехитрой? хитрой) маркетинговой уловкой открыли для себя целый новый рынок. Рынок наёмного убийства домашних животных по заказу их бывших хозяев.

    Они не говорят «убить», они говорят «усыпить», и такой словоподменой если и усыпляют кого-то и что-то, то только собственную совесть. Которая, впрочем, с удовольствием отрубается. Усыпляют совесть, а животных убивают. Обычно убивают вводя в животное шприцом смертельный яд. И животное якобы не мучается, хотя кто знает? Кто у него может спросить?

    Оправдывают это тем, что оно, животное, старое или больное, оно очень страдает. А мы такие добрые, мы прекращаем страдания. Интересно, почему тогда мы не усыпляем своих дедушек, бабушек и больных родственников? Они тоже страдают. Почему к ним мы не так добры, как к животным?

    Ветеринары, которые используют инъекции, уверяют, что животные умирают быстро и безболезненно. Но это наглая ложь! Под воздействием инъекции, животное не может пошевелиться, но продолжает всё видеть, слышать и чувствовать. Животное погибает в мучениях, задыхаясь в течении нескольких минут, после чего происходит остановка сердца.

    Некоторые религии утверждают, что у животных нет души. Поэтому животных позволяется убивать. Помнится, эти же самые религии не так давно полагали, что души нет у женщин. Ещё у чернокожих тоже не сразу обнаружили душу. Это было трудно, но в итоге душу нашли и у женщин, и у чернокожих. Может быть, когда-нибудь они смогут разглядеть душу и у животных.

    Не знаю, что именно они называют особой теологической «душой», которой нет у животных. Возможно, у них самих тоже её нет. У животных нет такого, как у нас, развитого интеллекта, нет абстрактного мышления (у человеческого грудного ребёнка тоже нет ни того, ни другого – просто так, к слову пришлось). Но мы видим, что животные, как и мы, способны чувствовать. Им тоже бывает радостно, больно, страшно. Они тоже хотят жить. Они не хотят, чтобы их убивали.

    Мы убиваем домашних животных, которые полностью нам доверяют. Это вдвойне низко и бесчестно. Они видят в нас своих богов, защитников, покровителей. Они думают, что мы везём их к ветеринару, чтобы помочь, чтобы вылечить. Они верят в нас. А мы убиваем. Убиваем тех, за кого несём ответственность. И убиваем их, когда они находятся в самом слабом, несчастном, зависимом и беззащитном состоянии, когда они старые или больные.

    Люди эксплуатируют и убивают животных. Люди убивают животных, чтобы есть их плоть, чтобы носить их шкуры. К этому все привыкли. Но люди не делают исключения и для своих «домашних питомцев», для своих «любимцев». Точно так же эксплуатируют, а потом убивают. Пока кошечки мурлыкают, пока собачки весело скачут, человек наслаждается, забавляется с ними. Но когда животное начинает болеть, плохо пахнуть, портить вид квартиры и настроение хозяина, тогда его «усыпляют». Чтобы избавить улицы города от бездомных, а приюты от переполнения, животных «усыпляют». Когда наигрались дети, когда решили переехать, когда решили завести другое животное, когда вдруг обнаружилась аллергия и т.д., животное «усыпляют». Словно оно тамагочи какое-нибудь. Убивают и покупают новую забаву, новую зверушку-игрушку.

    Для себя и для детей. Дети ведь должны расти в контакте с живой природой. Дети растут. И дети запоминают, как надо вести себя, как поступать с другими живыми существами. Эксплуатировать, покуда они приносят удовольствие. А потом убивать.

    Отношения людей к домашним животным неизбежно проецируются и на отношения между людьми. Мы привыкаем общаться с другим человеком только тогда, когда нам от этого другого человека есть выгода, польза, удовольствие. Когда человек перестаёт нас удовлетворять, мы его «усыпляем»: разводимся, расходимся, удаляем из контактов. Мы не думаем о том, что все люди, появившиеся когда-то в нашей судьбе, это не случайные персонажи. Мы несём за них ответственность и должны выполнить определённую миссию в их жизни. Нет. Мы просто забавляемся, а потом «усыпляем».

    Что же нам делать с животными? Как нам быть? Ведь мы живём в городских квартирах. Большая собака, умирающая в маленькой квартире – это проблема.

    Если мы не можем это вытерпеть, тогда не надо заводить. Не надо заводить большую собаку в маленькой квартире. Никого не надо заводить, если мы не готовы быть с этим существом вместе в жизни и смерти. Кошки и собаки живут меньше, чем люди. Когда мы решаем брать «питомца», мы должны подумать: готовы ли мы содержать его до естественной кончины, даже если болезнь или старость продлятся долго? Выключите у себя в голове этот лживый вариант: «а если что, то мы его усыпим». Нет никакого усыпления. Есть убийство.

    Эвтаназия человека – большая моральная проблема. Но человека хотя бы можно спросить. Пока мы не можем спросить у животного, хочет ли оно, чтобы мы прекратили его страдания – никакой эвтаназии для животных быть не должно. Все умирают. Это тяжело. Но переживая с близкими нам существами, включая животных, всё, проходя весь путь, до самого конца, до смерти, наступающей в определённое судьбой время, мы сами духовно очищаемся и растём. Мы сами учимся жить. И не только жить.

    И как поёт БГ: «Знаешь, Пабло, будь у тебя даже мучо миллионас песетас, если хочешь научиться красиво жить, давай сначала научись умирать».

    ● Истории спасения животных ●







Улыбка Большая улыбка Ржунимагу! Превед! Подмигивание Смущен Согласен Кхм Язык Отлично Шок Недоволен Злость Неа! Разочарован Не знаю Пиво Кот Любовь [+]
Музыка Челом бью! Оу е! Да ладно! Устал я! Это намек! Весь внимания! Круть! Ну ты даешь... Оу ес! Палец вверх