Таганская дворовая Александра Шаганова

Тeкcт: Ирина Итунина

Александр Шаганов, популярный поэт-песенник, чьи хиты «Комбат», «Атас», «Там, за туманами» знает и любит вся страна, — человек искренний и открытый. На интервью дал согласие сразу, пригласив нас приехать к нему домой на его любимую Таганскую улицу. Встретил в своей студии, где проводит много времени, угостил прекрасным кофе и откровенно ответил на все наши вопросы — о себе и кошке своей, Мусе.

Зашла перекусить — и осталась…

— Александр, давайте начнём от печки — какой породы ваша кошка?
— Мы нашли её в нашем таганском дворе, поэтому называем её породу таганской дворовой. Знакомые котоводы говорят, что в ней есть признаки египетской породы. Но, естественно, мы её любим не за наличие голубых кровей, а за характер. Вообще, я восхищаюсь разнообразием и небесной красотой породистых кошек. Муся же у нас простая, но это не значит, что у неё нет внутренней красоты.

— Значит, зовут её Муся…
— Да, мы всей семьёй решили, что у неё будет такое простое тёплое имя с разными модификациями типа Мусёнок, Мусява и т. п.

— Сколько лет она живёт с вами?
— Уже четыре года, а попала она к нам подростком. История эта вообще-то поучительная. Я был категорически против живности в нашей семье.

— Почему?
— Я вырос вместе с братом, сестрёнкой и бабушкой в коммунальной квартире, в комнате площадью 14 кв. м, поэтому из живности приходилось ограничиваться попугаями. Но летние месяцы я проводил у дедушки под Суздалем, у него были и кошка, и корова, и овцы, так что я привык считать, что животным не место в квартире, вот за городом — другое дело!

— Так как же в итоге Муся проникла в вашу московскую квартиру?
— Катя и Лиза (жена и дочь. — Прим. авт.), выходя из дома, встретили во дворе кошечку. Она им очень по душе пришлась, но в тот момент они торопились по делам. А когда вернулись через три часа и эта же кошка подбежала их встречать к машине — решили пригласить её домой покормить.

— С этого обычно всё и начинается...
— Да, теперь я это уже знаю. В общем, Муся хорошо перекусила и легла спать. И… как-то задержалась. Когда я вернулся с гастролей через три дня и увидел Мусю, решил не поддаваться и с суровым видом лёг на диван. А Муся запрыгнула ко мне, устроилась прямо на моих ногах и безмятежно, как здоровый ребёнок, уснула, вытянувшись на спине во весь рост и закинув лапы за голову. Я вспомнил свою дочку Лизу ещё младенцем, почувствовал Мусино полное подкупающее доверие и не смог устоять. Хотя она не такое уж плюшевое создание, умеет за себя постоять: на даче летом не даёт спуску местным кошкам и соседскому псу.

Дачные приключения

— А как Муся ведёт себя на даче?
— Один раз она очень нас напугала. Как-то летом мы уехали в отпуск, а Мусю отдали к родным в деревню, в Калужскую область. Она оттуда убежала. Это было для нас трагедией, но, к счастью, спустя два дня Муся вернулась — совершенно целая и невредимая. Правда, родные не сразу узнали её — она ведь серая, без особых отличительных признаков. Позвонили мне и сказали, что пришла похожая на Мусю кошка, но они не уверены — она это или нет. Я был на гастролях, приехать не мог и сказал — везите в Москву, будем разбираться на месте. Я знал о еле заметной букве V сбоку — просто пара волосков другого цвета — по ним мы её и идентифицировали. Однако тогда я подумал про себя, что если это окажется не Муся, усыновим и эту.

— Надо же, как вас Муся приручила.
— Это полноправный член нашей семьи, если я на гастролях, мне всегда рассказывают, как дела у Муси...

— Я сразу это почувствовала, когда договаривалась с вами об интервью, что вы её очень любите. А какой у этого члена вашей семьи характер — сохранились дворовые замашки?
— Она приучена к лотку, воспитана, но может и зубки показать, хотя не до крови, конечно. Любит устроить такие жёсткие игры — прикусывает, демонстрирует, что в ней живёт маленький тигр.

— А котята у этого «тигра» были?
— Посовещавшись с ветеринарами, мы её стерилизовали. Но иногда жалеем об этом — она достойна того, чтобы иметь потомство.

— На даче она больше не убегает от вас?
— У меня есть к ней доверие, и если она просится на прогулку, я её отпускаю. Хотя сейчас, когда у наших соседей по даче прибавилось кошек и собак, она предпочитает гулять на участке.

Настоящий котопёс

— А как Муся относится к человеческой части семьи?
— Лиза для неё ребенок, и если она расстроена, то Муся ласкается к ней, утешает. Катя кормит и поит — она хозяйка. Ко мне Муся относится совсем по-другому. Когда мы с ней остаёмся одни на даче, то мне кажется, что она тайно влюблена в меня: всем видом Муся показывает, что, дескать, наконец-то мы остались вдвоём… Вообще она очень компанейская по отношению к семье, мы для неё как друзья. Думает, наверное: хорошие вы ребята, только отчего-то ходите на двух ногах... Я иногда называю её котопёс — по дверному звонку она всегда встречает всех у двери.

— А как она относится к новым людям?
— Она не боится незнакомцев, но держит дистанцию, не будет ласкаться к незнакомому, выпрашивать кусочек колбаски (кстати, колбасу она вообще не ест). Но Муся всегда должна находиться в обществе, принимать участие в общих делах. Однажды она принесла нам живую мышь, и в глазах читалось: давайте поиграем! И когда во время поднятого переполоха мышь убежала, Муся очень расстроилась.

Теневой труд поэта

— Александр, вы написали так много известных хитов, а кто их автор — практически никто не знает. Вам не обидно?
— Как сказал Коля Расторгуев: «Столько интервью надавали, а до сих пор многие считают, что все стихи придумал я сам». Труд поэта-песенника теневой, он остаётся за кадром. Счастье, что моё поэтическое слово пригодилось, услышано, песни известны огромному количеству людей, и я чувствую огромное доверие ко мне с их стороны.

— А на ваш взгляд, хорошая и популярная песня — это одно и то же?
— Песни бывают разные. Как говорит мой друг Володя Матецкий, есть большие песни, которые характеризуют поколение людей, а есть популярные песни, отзвучавшие один сезон. Придумать большую песню — это счастье для автора.

— Это происходит случайно?
— Это всегда наитие. Некое озарение: сочинишь — и сам удивишься, что из-под твоего пера вышло. Надо надеяться на улыбку небес, специально это сделать невозможно — получаются конструкции, и люди это чувствуют. Поэтому если мне удавалось чего-то достичь, то это был порыв вдохновения, который нельзя организовать искусственно. Каждый прожитый день, каждая секунда работают на сочинительство. С годами мы становимся более циничными и закрытыми, что очень печально. Надо бороться со своим цинизмом и возвращаться к юности, когда хотелось, чтобы твои песни пригодились людям. Я сейчас стал меньше писать, мой лирический герой, от лица которого написано много песен, остался в студенческом возрасте, а я стремительно от него отдаляюсь. Вообще художник в своих произведениях более глубокий и чувственный человек, чем в жизни.

— Вы в одном интервью сказали, что творческая профессия — это торговля воздухом, а в другом, что стихи — это для вас бизнес...
— Про бизнес я сказал, будучи в мрачном, циничном, плохом настроении. А что касается воздуха… Довлатов сказал, что надо себя уберечь от творческих профессий, хрупких и ненадёжных. Тут ведь пойдёт или нет — неизвестно, делают благополучную творческую карьеру единицы. И хорошо, если этот воздух с горных вершин будет востребован, а то так ты с этим воздухом и останешься.

— Поэтому вы в своё время закончили Электротехнический институт связи, а не Литературный институт им. Горького?
— Литературный институт существует только в России. Научить писать нельзя. Тут может помочь самообразование, общение с настоящим мастером. В школе я записался сразу в несколько библиотек, прогуливал и школьные, и студенческие занятия, сидел в читальном зале. Рубцов, Вознесенский, Мандельштам, Пастернак — читал запоем. Ещё очень важно найти единомышленников, людей одного возраста и творческой весовой категории. И надо надеяться на удачу. Писать стихи я начал в 14 лет, а в 17 написал песню, которая вышла миллионным тиражом и вошла в хит-парады, когда мне было 22.

— Вам очень повезло.
— Жутко повезло. Но я стараюсь не останавливаться на достигнутом. В 2007 году я написал книгу прозы — ищу в себе новые способности. Хотя, конечно, с годами мы меняемся — я, например, сейчас люблю посибаритствовать. Общение с животными в этом помогает. Мне понравилась поговорка: жизнь не та без кота. Воплощаю её в жизнь.
Апрель 2014 г

Биография
Александр Шаганов родился 4 марта 1965 года. В 1987-м окончил Московский электротехнический институт связи. Работал инженером электросвязи «Мостелефонстроя», оператором звукозаписи студии «Звук», выступал с концертами как певец. Известность к Александру пришла вместе с песней «Владимирская Русь» на музыку Д. Варшавского в исполнении группы «Чёрный кофе» (1986). Писал песни для Дмитрия Маликова, Жени Белоусова, Александра Рыбкина, Сергея Чумакова, Софии Ротару, Влада Сташевского, Евгения Куликова, Александра Кальянова, Александра Барыкина, Аллы Пугачёвой, групп «Любэ», «Класс», «Рондо», «На-На», «Иванушки International» и многих других. Его хиты — «Тучи», «Комбат», «Там, за туманами», «Атас», «Станция Таганская», «Не валяй дурака, Америка», «Девчонка-девчоночка» и многие другие. Музыку ко многим стихам написал Игорь Матвиенко.
Исполнение собственных песен нашло отражение в выпуске сольных пластинок «Пой, братишка» и «Кавалер». Вышли сборники его стихов «Станция Таганская», «Ребята нашего двора». В 2007-м издательство «Центрполиграф» выпустило книгу Александра Шаганова «Я Шаганов по Москве».
Лауреат национальной премии «Овация» (1992), премии имени Валентина Катаева (журнал «Юность», 1996).

Комментариев нет. Нацарапай чего-нибудь, а?







Улыбка Большая улыбка Ржунимагу! Превед! Подмигивание Смущен Согласен Кхм Язык Отлично Шок Недоволен Злость Неа! Разочарован Не знаю Пиво Кот Любовь [+]
Музыка Челом бью! Оу е! Да ладно! Устал я! Это намек! Весь внимания! Круть! Ну ты даешь... Оу ес! Палец вверх