Ирина Лачина: «Я себе напоминаю Джеральда Даррелла»

Текст: Наталья Качур

«Ты вырастешь, у тебя будет целый зоопарк!» — любила повторять известная актриса Светлана Тома, когда ее дочка Ира приносила домой очередного котенка или щенка. Мама оказалась права. Девочка повзрослела, и однажды уже ее собственный муж предложил Ирине вывесить возле двери табличку «Филиал Московского зоопарка». В интервью актриса призналась, что она напоминает себе комическое воплощение Джеральда Даррелла.
По количеству зверей и их разнообразию она тоже имеет право сказать, что у нее целый зоопарк в багаже.

Биография
Лачина Ирина Олеговна — дочь актеров Светланы Тома и Олега Лачина. В 1993 году окончила с отличием Театральное училище им. Щукина. Работала в Московском театре на Таганке и «Современнике». Одной из первых ярких ролей, принесшей ей известность, стала Рейлз из фильма В. Шиловского «Блуждающие звезды» (1991 год) по Шолом-Алейхему. В 1998 году получила специальный приз телевидения Гдыни (Польша) за главную роль в фильме польских кинематографистов «У Христа за пазухой». В 1999 году — приз Веры Холодной в номинации «И божество, и вдохновенье…». Телесериалы «Леди Бомж» и «Леди Босс», где Ирина играла главные роли, полюбились публике и принесли актрисе всеобщую популярность. Лауреат премии «Золотой Орел» за фильм «Тяжелый песок», где сыграла роль Рахиль. Участвовала в проекте «Цирк со звездами» на Первом канале.

Ирина Лачина — актриса театра и кино, обладательница не только красивой внешности, но и необычайно доброго сердца. Как-то, вернувшись из школы, ее дочь Маша сказала: «Я такая счастливая! Ты представляешь, девочка в классе попросила маму купить ей всего лишь хомячка, а та ей не разрешила! А у меня и хомячки, и крыски, и морские черепахи, и кошки, и собака! Боже, мама, у меня такое счастливое детство!»

Надо признать, всем животным хорошо в доме Ирины Лачиной. И все же главное место в нем отдано котам и кошкам. Абсолютное большинство из них — найденыши, которые стали для самой Ирины, мужа Олега и дочери Марии четвероногими членами семьи.

Семейный «Гринпис»

— Ирина, расскажите о своих питомцах.
— Все мои кошки — найденыши со своей сложной и подчас страшной историей. Если я вижу, что животное в беде, я не могу пройти и оставить его без помощи. Однажды мы ехали на машине, и я заметила, что посередине Балаклавского проспекта сидит кот. У него вроде бы тело было целым, а голова — одно кровавое месиво. Мы посмотрели с мужем друг на друга и решили: если коту и суждено умереть, то пусть это произойдет не в кустах на обочине. Привезли домой, вызвали ветеринарного врача. Она осмотрела кота и сказала: «Ребят, я не могу дать никаких прогнозов. Но кошки — удивительные животные, они преподносят сюрпризы и выживают тогда, когда люди даже не предполагают хорошего исхода». Мы выделили коту домик, поселили его в ванной, чтобы другие кошки не интересовались вновь прибывшим.

Он был в покое, получал должный уход и через какое-то время очухался. Единственное — потерял глаз и напоминал Кутузова. Получил имя Кракозябра и оказался котом невероятной доброты и жизнерадостности, который любил абсолютно всех. И, хотя он только одним глазом смотрел на мир, ему это не мешало — казалось, он просто подмигивал. Другую нашу кошку муж подобрал на лестничной клетке. Она была каким-то полулысым инопланетным существом с большими глазами и с обожженным и переломанным хвостом. Опять позвонили нашему ветеринарному доктору Светлане. Она приехала и сказала, что кошечка облысела из-за блох. Через какое-то время новенькая стала обрастать, мы сделали операцию на хвостике, в итоге получилось милейшее существо. Дали ей имя Джуся, Джульетта. Его она, впрочем, оправдала сразу же, закрутив роман с нашим черным Муром. Вела себя как истинная девушка: кокетничала, выписывала хвостиком кренделя, но при этом у нее был боевой характер, как у барса, да и внешне кошка на него смахивала. Отсюда и второе имя — Джульбарс: Джуль-Барс.

— Вы сказали о коте Муре. Он глава большой кошачьей семьи?
— Черный Мур — абсолютный мавр, стопроцентный мужик, он следит за порядком. Стал лидером с момента появления в доме. Мы взяли его уже взрослым котом.

Самая интересная реакция на всех вновь прибывших была у нашего старожила кошки Николавны — она философски наблюдала и вздыхала, мол: «Ох, опять! Квартира-то не резиновая! Сколько можно?!» Но, как сказала моя дочь Маша, мы не можем не взять бездомное животное, мы ведь «Гринпис»!

— А как к вам попала сама Николавна?
— Ее еще крохотным котенком принесла я. Взрослела она под надзором Маши в ее комнате. Выросла умнейшей кошкой, очень щепетильной. Первый же день появления Николавны в доме был отмечен забавным случаем — мы ее потеряли. Не могли найти, а потом обнаружили в пятнадцатикилограммовом мешке с кормом для собаки. У нас тогда жил чудесный пес Даня, тоже подобранный. Кошка забралась в мешок, наелась до отвала, а потом уснула на спине, раскинув лапы, и была похожа на морскую звезду. Она единственная подарила нам котят. Родила их в Машиной комнате, где была ее Малая Родина. Котята остались у нас…

— И вы их даже не пробовали раздать?
— Я не смогла! Когда Николавна была беременна, мы на семейном совете постановили, что отдадим котят. Но, как мне потом сказал муж, глядя тогда на нас, в это невозможно было поверить. И действительно, когда родились котята, я почувствовала себя бабушкой. Через два месяца был Новый год, мы нарядили елку. Два котенка-близнеца стали бегать вокруг нее кругами, а потом умудрились забраться внутрь и принялись носиться по веткам. Пришлось крепить елку на распорках и растяжках, потому что любовь к этому дереву велика и отказаться от новогодней радости невозможно.

Вообще раньше эти два кота были похожи на братьев Тру-ля-ля и Тра-ля-ля из «Алисы» и точно так же периодически задавались вопросом: «А не вздуть ли нам друг дружку?» — и устраивали молодецкие бои. Но появившийся в доме черный Мур шума не любил. Дал лапой одному, другому, они прижались друг к другу, и с тех пор бои закончились.

Ирина с улыбкой стала показывать фотографии своих любимцев — Николавны, двух забавных полосатых братьев…

— А это кто, рыжий?
— Кот Муся. Мне его подарила в год премьеры картины «Леди Бомж» режиссер Марина Мигунова. Раньше у меня уже был такой же рыжий пушистый кот, и я очень переживала, когда он умер. И вот однажды мы с Маринкой куда-то вместе шли и увидели, как в переходе продавали персидского котенка — это был вылитый мой кот, только маленький! А на выходе из перехода Марина вдруг вручает мне этого малыша и говорит: «Держи, это тебе»! И когда она успела его купить?..

— Какое положение Муся занял в кошачьей семье?
— Он считает себя особой знатного рода, а всех остальных — недостойными существования, но терпит. Периодически Муся не выдерживает и дает кому-нибудь по морде, просто проходя мимо. А все кошки с характером, они в долгу не остаются, и порой он тоже получает по ушам — мимоходом. Тогда у него появляется философски-задумчивое выражение на морде: «Вот они какие, не поняли, не ценят». У него свое ощущение мира. Он абсолютный неформал. Любит, например, чувствовать себя космонавтом и сидеть в стиральной машине. Он единственный, кто в жару залез в ведро с водой, из которого пили все кошки. Они подходят к привычному водопою, а там Муся охлаждается, принимает ванну, как римский патриций! Потом я Мусю подстригла. Он сначала стеснялся, что я из него сделала льва, но вскоре понял, что так лучше. Разваливался на плитке и ухитрялся, лежа на полу, смотреть на всех сверху вниз.

— У него есть особые пристрастия?
— Муся питает слабость к капусте. Однажды он даже не мог поделить лист с нашей крыской. Мы дали Крысуне капусту, а спустя минут пять я слышу визг. Прибегаю — там одну сторону листа Крысуня держит лапами, а в другую Муся вцепился зубами и упирается четырьмя лапами в подоконник. Крыса верещала как ошпаренная, ведь ее грабили! Победила справедливость в моем лице — я поделила им этот лист пополам. Но крыса ему отомстила. Однажды Муся заснул на подоконнике у клетки, и Крысуня практически на цыпочках подошла к нему, вытянула лапу, схватила хвост и начала драть из него пух. Надрала целую кучу и выстлала свое гнездо Мусиным пухом! Муся, проснувшись, обнаружил подранный хвост и рядом с клеткой больше не спал.

— Ваши кошки — гурманы с изысканным вкусом?
— Они все любят поесть! В этом особо преуспел кот Жоржик (мы назвали его так из-за окраса: белые носочки на лапах, а сам полосатый — такой одесский пижон, абсолютный Жорж). Опытным путем мы поняли, что Жоржик, как и Маша, очень уважает детские творожки. Постепенно он перешел только на них, ничего другого и не хотел. Вскоре муж говорит: «У кота грыжа. Его надо срочно лечить. У него в четыре месяца пузо волочится по полу!» Ветеринар Света осмотрела Жоржика и вынесла вердикт: «Это не грыжа, а жир! Коту просто необходимо похудеть». Посадить на диету его не удается, потому что тут же начинается вой. Но раз в неделю я устраиваю ему разгрузочный день. Смотреть на Жоржика в этот момент страшно: он ходит за мной, пристально смотрит, как кот из «Шрека», — у него одни большие глаза на морде, печальные-печальные.

— А сейчас ваша кошачья семья пополняется?
— Да. Когда я была в Ярославле на съемках, мне позвонила племянница, которая присматривала за всем зоопарком, и говорит: «Маша тебе сказала? У нас котенок». Оказалось, дочка приехала домой с грязным пищащим комком на руках, поеденным блохами. Приняли, стали лечить. Почему-то за котенком закрепилось имя Цуца, вырастет, будет Цецилия, как актриса Цецилия Львовна Мансурова. И эта Цуца имеет вторую кличку — Тигра Львовна, потому что не мурчит, а рычит. Цуца построила всех. Даже Мура: у него хвост ходит молнией, а Цуца думает, что это хорошая игрушка. Другие кошки с ней нянчатся, как с младенцем, и Цуца пользуется своим положением. У миски — первая. Распушится, рычит, закрывая миску, ест и следит, чтоб никто больше не подошел.

Я — кошка, которая гуляет сама по себе

— Ирина, расскажите о вашем творчестве, последних работах в кино?
— Я закончила съемки в многосерийном фильме «Охраняемые лица», где играю женщину-тело-хранителя. Это новый опыт, потому что я никогда столько не стреляла, не бегала и не дралась. Было интересно. Также я летом снялась в фильме «А счастье где-то рядом» Василия Мищенко, где играю женщину, отличающуюся от меня кардинально, — она — создание слабое, инфантильное и крайне болезненное, в семье ее ограждали от проблем. И вот такое тепличное растение оказывается наедине с невзгодами, когда уходят люди, которые ее оберегали. В этот момент она начинает взрослеть. Еще была картина «Белый налив», где моя героиня — женщина, уничтоженная разводом, которая пытается вернуться к нормальной жизни.

Недавно закончила сниматься в фантастическом фильме «Контакт-2011» вместе с Алексеем Горбуновым, исполнившим роль генерала Космических войск и Димой Орловым, сыгравшим моего мужа, бывшего космонавта. Я же врач космической медицины, разгадываю тайну загадочного вещества внеземного происхождения. Всегда мечтала о фантастике, и наконец-то это осуществилось! А сейчас снимаюсь в чудесной рождественской истории вместе с Олегом Масленниковым и Анатолием Лобоцким, которая выйдет уже к следующему Новому году.

— В картине «Подарок судьбы» вы снимались с мамой. Каково играть вместе?
— Мне не было сложнее играть при маме. Я старалась абстрагироваться. На площадке мы две актрисы, хотя, конечно, за близкого человека переживаешь больше.

– Вы играли в «Современнике», но в труппе театра остаться не захотели. Почему?
– Когда я училась на втором курсе в «Щуке», Галина Борисовна Волчек пригласила меня в спектакль «Анфиса» по пьесе Л. Андреева. Это мрачная история трех сестер, старшую сестру играла Неелова, среднюю — Дроздова. Я — младшую, Ниночку. Играла я спектакль десять лет, два года из них параллельно с учебой. Окончив институт, поняла, что не хочу идти в труппу, хотя я люблю «Современник» и считаю Волчек своей крестной мамой в театре. И я решила пуститься в свободное плавание.

Вообще я очень похожа на кошку Киплинга, которая гуляет сама по себе. В какой-то момент я поняла, что такая позиция соответствует моему внутреннему ощущению, мировоззрению. Может быть, поэтому у меня столько кошек…

— Как вы выбираете роли? Что для вас важнее — хороший сценарий, актеры, режиссер?
— Мне нужна совокупность, важен интерес, провокация в сценарии. Каждая роль — это лотерея, никогда не знаешь, как получится. Ко мне это знание пришло со временем, с опытом и с разочарованием, потому что я человек увлекающийся, и я перфекционистка. Я хочу, чтобы все получилось как можно совершеннее, а с годами стала понимать, что завышенные требования к себе и к творческому процессу — источник мучений.

Конечно, важно, кто будет моим партнером и режиссером, это должны быть профессиональные неравнодушные люди. В спектакле «Маленькие аферы большого города» у меня замечательные партнеры — Владимир Стеклов, Михаил Ефремов, Миша Полицеймако, Володя Стержаков. Каждого из моих партнеров я расцениваю как учителя в профессии. Ведь в театре ты отталкиваешься от партнера. Вообще профессия актера построена на партнерских взаимоотношениях, в ней нельзя быть эгоистом, хотя есть категория актеров-потребителей, которые считают, что все должно вертеться вокруг них. Это начало конца, потому что однажды такой человек остается в вакууме — и в профессиональном, и в человеческом. А кино и театр — всегда коллективное творчество. Это как занятие альпинизмом, когда идут в связке — если один срывается, срываются все. Либо все взбираются на вершину, либо не доходит никто.

— Вы говорили, что хотели бы сыграть Жанну д’Арк. Чем она вас привлекла?
— У нее были четкие убеждения, и она не предала ни себя, ни окружающих ее людей до самого конца, хотя, предав, выжила бы. Она мне нравится силой духа, цельностью, своим внутренним стержнем и тем, что она не вымышленный персонаж, а живший когда-то человек, женщина, которая осмелилась взять на себя подобный груз. Для того времени она поступила не только смело, но и вызывающе. В ней не было страха, в ней жила уверенность в своей правоте.

— Великий Шаляпин считал, что, если погладит кошку перед выходом на сцену, будет удача. У вас столько кошек, наверно, и удача сопутствует?
— Трудно сказать. Я, будучи на съемках в Польше, зашла в сувенирную лавку и увидела чашку: на белом фоне было нарисовано черное колесо, из-под которого торчали две ножки, и было написано: «Колесо Фортуны». Для меня это замечательный образ — не знаешь, чем эта удача для тебя обернется: вознесет или раздавит. Иногда ты ее ловишь за хвост, иногда ты торчишь из-под колеса, как тот раздавленный человечек, и жизнь закончилась. Все относительно. Главное, не терять присутствия духа — и когда ты наверху, и когда ты внизу. Творческие удачи и неудачи, метания и порывы — это все прекрасно, но нельзя забывать, что настоящая жизнь — это твои родные, которые тебя окружают, твой дом, твои близкие.

— Но однажды вы заставили здорово поволноваться родных! Я говорю о проекте «Цирк со звездами», в котором вы поставили номер с тигрицей.
— В этом сумасшедшем проекте я выступила с тигрицей Шакирой. Было рискованно, Шакира ведь до этого в цирке не работала. Она снималась в кино — в «Ночном Дозоре», например, любила гулять по подиуму, а выполнять цирковые номера — это не для ее королевского величества. Она всем своим видом это демонстрировала на каждой репетиции. Мне ее было жалко, но дрессировщики говорили: «Не смей ее жалеть! Иначе возникнет вопрос: кто кого на поводке водит?» У Шакиры был единственный стимул для выполнения трюков — мясо.

Но вот настал день выступления: полный зал зрителей, Ваня Ургант попросил не шуршать пакетами — мы же работали без сетки! Тишина, мы выходим на арену, и перед первым прыжком Шакиры на тумбу я кладу руку на пояс, а сумки с мясом нет.

Я даже не заметила, как она отстегнулась. Но нужно продолжать и не показывать упрямящейся тигрице, что мне нечего ей дать. Я тогда подумала: «Если Шакира не прыгнет, я просто ее перенесу с тумбы на тумбу». Тигрица, почувствовав мой настрой, поняла, что есть шанс остаться без полосок, если не выполнит требования, вильнула хвостом и, вздохнув, прыгнула. Все шло хорошо, но в какой-то момент она поняла: мяса нет. Чуть не задохнулась от возмущения! Но я продолжала номер. В финале я должна была засунуть голову ей в пасть, что в дрессуре проделывают единицы. Но я не боялась, ни на секунду не сомневалась в благополучном исходе. Я скомандовала Шакире: «Сидеть!» — и вот моя голова — у нее в пасти! Она не ждала от меня такого обращения и строгости, я всегда была милой на репетициях, а тут… На следующий день я поехала в цирк к Шакире проставляться, чтобы не оставлять ее в таких расстроенных чувствах. Купила ей говяжью ногу. Тигрица была счастлива, рычала, прыгала над ней, таскала из угла в угол, затаскивала на пандус. Так мне удалось реабилитироваться в ее глазах.

Март 2011 г.

Комментариев нет. Нацарапай чего-нибудь, а?







Улыбка Большая улыбка Ржунимагу! Превед! Подмигивание Смущен Согласен Кхм Язык Отлично Шок Недоволен Злость Неа! Разочарован Не знаю Пиво Кот Любовь [+]
Музыка Челом бью! Оу е! Да ладно! Устал я! Это намек! Весь внимания! Круть! Ну ты даешь... Оу ес! Палец вверх